Обзор видов автомобильных шин: полная классификация с фото

Каждый год тысячи покрышек пропадают на свалках и полигонах, несмотря на то, что для предприимчивого человека они являются бесплатным ресурсом, из которого можно производить резиновую крошку.

Разработка рецептуры резиновой смеси

Готовая резина – это многокомпонентная система на основе каучука, обладающая высокой однородностью. В ее состав входит ряд компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию. При этом набор веществ и их количество может меняться в зависимости от типа и назначения готовых изделий. Объясняется это тем, что к каждой продукции в итоге выдвигаются свои требования, важные при эксплуатации.

Состав определяется опытным путем. В смесь входит ряд веществ, которые обладают различными свойствами. Они могут иметь различное состояние – твердое, сыпучее, жидкое, а также должны дозироваться с точностью 0,1 % от массы. После точного замера количества все вещества загружаются в смеситель в определенной последовательности. Благодаря этому оборудованию резиновая смесь получается однородной. При таком режиме изготовления на компоненты оказывается не только механическое воздействие, но и температурное. Для поддержания необходимой температуры, современные резиносмесители оснащены сложной системой нагрева и охлаждения исключающие подвулканизацию резиновой смеси.

После завершения процесса смешения в резиносмесителе горячую смесь выгружают на поддоны тележек и подают на вальцы, где вводится вулканизующий агент. Резиновая смесь вальцуется с вулканизующей группой при температуре не превышающей 50 0С. По окончании процесса она подлежит стреинированию (при необходимости) для вывода посторонних примесей.

Общие сведения о смазочных материалах

Необходимость в применении смазочных материалов возникла еще в глубокой древности – с момента изобретения колеса. Чтобы оно легко вращалось, не скрипело и долго служило, на ось наносили животный жир или растительное масло.

По мере появления более сложных механизмов эксплуатационные требования к смазкам возрастали, в связи с чем в натуральную жировую основу начали добавлять мыло, графит, квасцы и прочие ингредиенты, снижающие коэффициент трения. Но получаемые смеси дорого стоили и имели низкую термостабильность. Поэтому во второй половине XIX века, с внедрением в производство быстроходных станков, мощного прессового оборудования, паровых машин и т.д., инженеры и химики упорно искали приемлемые по цене материалы, способные сохранять смазывающую способность при высоких температурах.

Настоящей революцией в развитии смазок стало использование продуктов нефтепереработки – минеральных масел. Сегодня на их основе создаются смазочные материалы, которые не только эффективно уменьшают силу трения, но и:

  • надежно защищают узлы и механизмы от коррозии, очищают их от загрязнений и продуктов износа, предотвращают образование царапин и задиров;
  • при механической обработке деталей отводят тепло из рабочей зоны станка, обеспечивают тщательное удаление стружки и абразивных частиц, чем продлевают срок службы инструмента и оборудования, улучшают качество продукции;
  • используются в качестве рабочего тела гидравлических приводов и амортизаторов, изолирующей и теплоотводящей среды в масляных трансформаторах;
  • герметизируют зазоры в цилиндропоршневых группах, чем повышают КПД поршневых компрессоров, двигателей внутреннего сгорания.

Отходы резины

Резиновые изделия за счет своих уникальных свойств (в первую очередь хорошей растяжимости и эластичности) распространены во всех сферах человеческой деятельности. Изготовление резиновых изделий происходит методом вулканизации резиновых составов на основе каучука. Ассортимент готовой продукции весьма обширен, но большая часть приходится на долю автомобильных шин, обуви и резинотехнических изделий.

Отработанные покрышки крупногабаритных машин находят новое применение в бытовых и производственных сферах. Кроме того, переработка шин и покрышек выгодная  для предприятий услуга.

Отходы потребления накапливаются по мере износа резиновых изделий и их выхода из эксплуатации. Кроме того, на каждой стадии производства резиновых товаров образуются промышленные отходы (обрезки, остатки, бракованные экземпляры).

Рассматривая отходы резины с точки зрения переработки, необходимо разделять их на вулканизованные и невулканизованные. Такая классификация выглядит следующим образом.

Невулканизированные:

  • резиновые смеси;
  • резинотканевые отходы;
  • резинометаллические отходы.

Вулканизованные:

  • резиновые отходы;
  • резинотканевые изделия;
  • резинометаллические изделия;
  • шины.

Важность вулканизации заключается в том, что невулканизированные отходы почти не отличаются от исходного сырья и могут сразу же возвращаться в производство.

Такие отходы, как правило, перерабатываются на тех же предприятиях, где образуются. Из них производят всевозможные шланги, коврики, кровельные материалы и другие неответственные товары.

Отходы, прошедшие через вулканизацию, более сложны в переработке, так как обладают высокой эластичностью, что затрудняет их измельчение. Несмотря на это, они также выступают в качестве ценного вторичного сырья, однако для их утилизации необходимы особые технологии.

Читайте также:  Разрыв селезёнки – виды, причины, симптомы и лечение

Отходы резиноасбестовых изделий

Особой группой резиновых отходов являются отходы резиноасбестовых изделий. К ним относятся асбопластики, асботекстолиты, шнуры, и пр.

Их отличительная характеристика – устойчивость к высоким температурам, агрессивным средам, механическому воздействию, за счет чего эти изделия обладают повышенной функциональностью, прочностью, долговечностью.

Применяются такие товары в ЖКХ, сельском хозяйстве, электротехнике, производстве трубопроводов. Материал их изготовления позволяет обеспечить длительность эксплуатации в особых условиях, чем объясняется актуальность и востребованность данного товара.

Состав резины, как отхода

Ассортимент резиновых изделий крайне разнообразен, товары различаются по своему назначению и применению. Резиновые изделия изготавливаются на основе различных каучуков, пластификаторов, наполнителей и других компонентов. Смешивание разных видов отходов не всегда целесообразно.

В составе покрышек могут содержаться металл и текстиль, необходимые для армирования. Соответственно, в процессе переработки необходимо учитывать состав конкретных отходов, а также отделять нерезиновые элементы.

Согласно ФККО, резиновые шины и различные резиновые отходы преимущественно относятся к 4 классу опасности. В случае загрязнения отходов нефтепродуктами или химикатами им может быть присвоен 3 класс. Таким образом, они являются малоопасными и умеренно опасными веществами, которые нуждаются в правильной утилизации.

Закон об отходах резины

Согласно Федеральному закону об охране окружающей среды и КоАП РФ изношенные автомобильные шины и резиновые отходы подлежат обязательной утилизации. За несанкционированное захоронение, сброс и размещение этих отходов предусмотрены штрафы как для юридических, так и для физических лиц.

Оценим плюсы и минусы

  • она обеспечивает простое, быстрое создание условий для фиксации;
  • минимальный риск травматизма при ее наложении;
  • для того чтобы сделать рентген ее необязательно снимать – она имеет хорошую проницаемость для рентгеновских лучей;
  • возможность наблюдения за поврежденной конечностью;
  • мобильны, при их наложении не требуется наличие особых профессиональных навыков;
  • размеры позволяют свободное ее наложение на конечность поверх одежды, обуви.
  • наложение имеет недостаточную степень фиксации при переломах костей бедра , плеча;
  • возможность легкого повреждения, и в связи с этим, утрата свойств фиксатора;
  • кроме того, для лучшей иммобилизации она должна быть как можно больше накачана, а это может привести к сдавливанию подлежащих мягких тканей;
  • при открытых повреждениях она может вызвать усиление кровотечения из раны, функционируя, как венозный жгут.
Читайте также:  Строение тазобедренного сустава и его мышцы

Технология Flat

Попытки решить эту проблему привели к появлению так называемой «беспрокольной» резины, она же – Run Flat шина.

Существует две технологии Run Flat, применяемых на автомобилях. Первая из них – усиление боковин. Благодаря увеличению жесткости боковин, при стравливании воздуха вес авто начинает на себе удерживать именно боковины. Благодаря этой технологии на колесе без воздуха можно преодолеть до 100 км пути при сравнительно неплохой скорости – до 80 км/ч.

Технология Flat

Технология run flat

Вторая технология – использование поддерживающего кольца. Это кольцо, изготовленное из высокопрочного пластика или металла, устанавливается и фиксируется на диске внутри шины. В случае прокола колеса, при стравливании воздуха, колесо начинает опираться на кольцо, что позволяет продолжать движение без возможного повреждения диска. Несмотря на то, что кольцо изготовлено из твердых материалов, шумность при движении повышается не сильно, поскольку между дорогой и кольцом постоянно находится прослойка резины.

Технология Run Flat действительно позволяет решить проблему с проколами. Но в случае с колесами, имеющими усиленные боковины, то они не помогут при сильном порезе боковины. А колеса с поддерживающим кольцом стоят дорого и для обслуживания требуют специализированное оборудование.

Технология Flat

Стоит отметить, что Run Flat – это общее обозначение технологии беспрокольных шин. Производители же зачастую используют свое обозначение такой резины, что создает определенную путаницу.

Документация предприятия по переработке

Компания, которая прибегает к утилизации автомобильных шин, прежде всего должна пройти экспертизу на соответствие экологическим нормам производства и получить лицензию согласно законодательству РФ.

В лицензии указываются разрешенные виды деятельности:

  • по сбору и транспортировке материалов;
  • обработке резиновых шин;
  • утилизации и переработке резины;
  • обезвреживанию изготовляемого продукта;
  • размещению отходов по классам опасности (I-IV).
Документация предприятия по переработке

Эти требования необходимы, потому что переработка автомобильных покрышек во вторичное сырье-крошку считается экологически вредным производством.

Покупатель должен получить пакет документов, где должны быть разрешения от санитарно-эпидемиологической станции, пожарной службы.

Использованные автомобильные покрышки